Каждый понедельник с 16.00 до 18.00 работает «горячая линия» по оказанию специализированной помощи детям и молодежи, находящимся в сложных жизненных ситуациях.
Номер «горячей линии»
45-4-32
Добро пожаловать на страничку социального педагога!
На этой страничке Вы узнаете, с какими вопросами можно обращаться к школьному социальному педагогу, получите советы, рекомендации, консультации.
К социальному педагогу вы можете обратиться, если:
- у вас есть трудности в общении с детьми или в семье;
- вам положены социальные льготы;
- если вашего ребенка кто - либо обижает, оскорбляет, угрожает;
- при оформлении опеки;
- если ваш ребенок уже совершил правонарушение, то ему тоже необходима защита и контроль социального педагога.
ТЫ можешь обратиться к социальному педагогу по всем вопросам, которые ТЕБЕ кажутся важными.
Основные направления работы социального педагога:
1. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних;
- защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
- участие в разработке и реализации индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении;
- участие в разработке и реализации планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите;
- осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении обучающихся;
- представление интересов несовершеннолетних обучающихся при взаимодействии с органами охраны правопорядка, в суде.
2. Диагностика (исследование, изучение):
- условий жизни и социализации обучающихся шолы-интерната в семье, учреждении образования, по месту жительства;
- выявление и учет обучающихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи;
3. Профилактика и просвещение:
- проведение мероприятий по устранению и предупреждению причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в поведении обучающихся;
- формирование установок на здоровый образ жизни;
- оказание помощи в различных видах социально-значимой деятельности;
- организации свободного времени учащихся;
- просвещение родителей, педагогов по их запросу, результатам диагностики.
4. Методическая работа:
- изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы;
- разработка методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения, социализации учащихся, проблемам семьи, защиты детства;
- накопление методических материалов;
- участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях;
- участие в организации и проведении семинаров-практикумов, конференций и т.д.
Кроме того, педагог социальный:
- ежегодно на основе изучения социума учреждения образования составляет социально-педагогическую характеристику;
- осуществляет комплекс мероприятий по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь №5);
ведёт учёт различных категорий учащихся, семей; - проводит социально-педагогическое консультирование по запросу;
- посредством диагностики выявляет проблемное поле обучающихся, родителей, педагогов;
- ведёт необходимую учётно-отчётную документацию
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Как поддержать ребенка в кризисных ситуациях?
1. Опирайтесь на сильные стороны ребенка, сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки.
2. Избегайте подчеркивания его промахов.
3. Показывайте, что вы удовлетворены ребенком.
4. Умейте демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Помогайте ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он сможет справиться.
6. Проводите больше времени с ребенком.
7. Внесите юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Позволяйте ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
9. Проявляйте веру в ребенка - этим вы поможете ему поверить в себя и свои способности.
10. Демонстрируйте оптимизм.
11. Поддерживайте ребенка при неудачах.
12. Научитесь принимать себя, достигните самоуважения и уверенности - только тогда вы сможете поддержать ребенка.
Поддерживать можно посредством:
• отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай», «спасибо»);
• высказываний «Я горжусь тобой». «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Все идет прекрасно». «Ты делаешь это очень хорошо».
«Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо». «Я рад твоей помощи».
«Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал»;
• прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу: обнять его);
• совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком, мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
• выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
Общие правила эффективного общения взрослого и ребенка.
1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, с которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным оказывается спокойное, отражающее реальность планирование способа действия.
4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха.
5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки, как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз взрослый будет лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
6. Демонстрируйте взаимное уважение. Педагоги и родители должны демонстрировать доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Работа классного руководителя с семьями, состоящими в СОП
1. Регулярное посещение семьи с заполнением акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего.
2. Характеристика на ученика, состоящего в СОП (по образцу).
3. Отслеживание пропусков занятий учащимися, состоящими в СОП.
4. Отслеживание внеурочной занятости учащихся, состоящих в СОП.
5. Ежеквартальный отчет службе СППС школы о проделанной работе с семьей.
6. Учет проделанной работы с семьей.
Работа классного руководителя с учащимися, состоящими на ВШК, ИДН
1. Вовлечение учащихся и отслеживание внеурочной занятости.
2. Отслеживание пропусков занятий учащимися.
3. Обновление характеристики на 1 сентября и 1 января.
4. Ежеквартальный отчет общественного воспитателя.
5. Социально- педагогическая характеристика на ученика, имеющего проблемы (1 раз в год по образцу).
6. Карта наблюдений (1 раз в год по образцу).
Памятка для педагогов
по организации профилактической деятельности
1. Необходимо ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, определить круг видов деятельности, которые ему разрешены и доступны, и ответственность за них. Быть терпеливым и помнить, что для того, чтобы избавиться от нежелательных привычек, надо время.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – педагог тоже имеет право менять взгляды, он не застрахован от ошибок, кое в чем может и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром, но никогда прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения, высказать своё мнение, вносящее поправки в услышанное.
4. Быть самокритичным, принципиальным, стараться настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился с учителем своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция возникли именно в результате предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Стараться соблюдать принцип: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
8. Требуя что-то от подростков, нельзя торговаться.
9. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков.
10. Навести такой порядок в своём коллективе, чтобы ребята видели в педагоге стабильную точку опоры – уверенность в жизни.
УЧЕНИКАМ
Памятка для учащихся «Как справиться с тревожностью»
- Правильная оценка значимости события «У страха глаза велики».
- Достаточная информированность по данному вопросу или событию.
- «Предупреждён - это значит вооружён».
- Эмоциональное состояние. Установка на успех. Выбросите из головы все пугающие мысли, прекратите волнующие разговоры с собеседником.
- Почаще хвалите себя за любые успехи.
- Не предъявляйте к себе чрезмерных требований. Тот, кто слишком много ожидает, постоянно в напряжении, раздражён и взволнован.
- Не сравнивайте себя с другими. Таланты и возможности у каждого индивидуальны.
- Старайтесь не оставаться наедине со своей тревогой. Поговорите о том, что вас беспокоит с человеком, которому вы доверяете и чьё мнение для вас значимо.
- Хорошей профилактикой служит юмор. Активизация чувства юмора, которое всегда несёт переоценку событий. Благодаря юмору возникает способность отнестись к чему-то волнующему как явлению малозначащему. Улыбка и смех снимает напряжение и улучшает настроение.
- Дыхательные упражнения.