Памятка для педагогов, работающих с детьми с
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ, КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:
- В совершенстве знай спецпсихологию;
- Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;
- Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
- Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;
- Помни: максимум поощрения, минимум наказания;
- Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;
- Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;
- Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
- Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;
- Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;
- Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;
- Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;
- Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.
Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:
- Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;
- Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)
- Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить
РАБОТА НА УРОКЕ
- задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер;
- задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;
- новый материал нужно давать порциями;
- обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность;
- в процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)
- наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке
ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:
- Опираться на сильные стороны ученика.
- Избегать подчёркивания его промахов.
- Показывать, что вы удовлетворены учеником.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.
- Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
- Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием
- Уметь взаимодействовать с учеником
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
- Принимать индивидуальность ученика.
- Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.
- Демонстрировать оптимизм.
ПУСТЬ ЭТА ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ВСЕГДА У ВАС В ГОЛОВЕ:
Ребёнка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
Ребёнка высмеивают – он становится замкнутым
Ребёнок растёт в упрёках – он учится жить с чувством вины
Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным
НО:
Ребёнка хвалят – он учится быть благородным
Ребёнка поддерживают – он учится ценить себя
Ребёнок растёт в терпимости – он учится понимать других
Ребёнок живёт в честности – он учится быть справедливым
Ребёнок растёт в безопасности – он учится верить в людей
Ребёнок живёт в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире