Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям      по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Дата: 29 сентября 2018 в 23:14, Обновлено 1 ноября 2023 в 13:23

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям      по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.

I.Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.

1.Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы  учреждения:

  • социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение  ресурсов   психологической адаптации учащихся;
  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке,  направленной на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные  психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы  на снятие эмоционального напряжения.

2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие  вопросы:

  • педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на  предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей); 
  • возможности  образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков  навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
  • использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;

3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).

4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом  коллективе:

  • теоретические и практические занятия по формированию у учащихся  культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
  • разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.

5.Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).

6.Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.

Примерная тематика бесед с родителями  может быть следующей:

  • Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
  • Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
  • Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
  • Трудности подросткового возраста
  • Помощь родителей детям с проблемами в обучении
  • Психологические особенности юношеского возраста

Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

7.Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».

II.Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:

1.Внешний вид и поведение:

  • гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);
  • амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);
  • тихий монотонный голос;
  • замедленная речь;
  • краткость ответов;
  • отсутствие ответов;
  • ускоренная экспрессивная речь;
  • патетические интонации;
  • причитания;
  • склонность к нытью;
  • общая двигательная заторможенность;
  • бездеятельность, адинамия;
  • двигательное возбуждение.

2. Эмоциональные нарушения:

  • скука;
  • грусть;
  • уныние;
  • угнетенность;
  • мрачная угрюмость;
  • злобность;
  • раздражительность;
  • ворчливость;
  • брюзжание;
  • неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
  • чувство ненависти к благополучию окружающих;
  • чувство физического недовольства;
  • безразличное отношение  себе, окружающим;
  • чувство бесчувствия;
  • тревога беспредметная (немотивированная);
  • тревога предметная (мотивированная);
  • ожидание непоправимой беды;
  • страх немотивированный;
  • страх мотивированный;
  • тоска как постоянный фон настроения;
  • взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
  • углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

3. Психические заболевания:

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения.

4. Оценка собственной жизни:

  • пессимистическая оценка своего прошлого;
  • избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
  • пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
  • отсутствие перспектив в будущем.

5. Взаимодействие с окружающими:

  • нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
  • стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
  • склонность к нытью;
  • капризность;
  • эгоцентрическая направленность на свои страдания.

6. Вегетативные нарушения:

  • слезливость;
  • расширение значков;
  • сухость во рту («симптомы сухого языка»);
  • тахикардия;
  • повышенное артериальное давление;
  • ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
  • ощущение комка в горле;
  • головные боли;
  • бессонница;
  • повышенная сонливость;
  • нарушение ритма сна;
  • отсутствие чувства сна;
  • чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
  • запоры;
  • снижение веса тела;
  • повышение веса тела;
  • снижение аппетита;
  • пища ощущается безвкусной;
  • нарушение менструального цикла (задержка).

7. Динамика состояния в течение суток:

  • улучшение состояния к вечеру;
  • ухудшение состояния к вечеру.

Все вышеперечисленные признаки определяются  педагогом методом наблюдения за учащимся и  личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.

  1. Виды суицида:
  • демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
  • самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
  • истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:

  • отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • алкоголизм и наркомания среди родителей;
  • жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
  • алкоголизм и наркомания среди подростков;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие морально-этических ценностей;
  • конфликт с друзьями или педагогами;
  • потеря смысла жизни;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;
  • безответная любовь;
  • отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида/

V. Меры, которые может предпринять педагог:

  • для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;
  •  при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке,  педагог рекомендует родителям  обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с  данным учащимся;
  •  при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;
  •  в случае неявки родителя в школу или  невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;
  •  в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству  Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
  •  все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).

VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

  • необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
  • необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
  • необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
  • необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
  • нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
  • необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.