ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Теоретическую основу модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ составляют научные труды белорусских ученых. Научные публикации Г.Ф. Бедулиной посвящены формированию предпринимательских компетенций сельской молодежи в условиях социального партнерства. Н.Г.Соколова, сферой научных интересов которой являются теоретико-методологические основы экономической социологии и социологии труда анализируемых в контексте основных социально-экономических законов. Л.И.Шумская исследует проблемы обучения предпринимательству современных обучающихся. С.Б.Савелова исследует вопросы управления развитием ключевыми практиками учащихся как условия формирования их ключевых компетенций в деятельности школьного сообщества. Работы Л.Н.Давыденко посвящены вопросам формирования культуры личности учащихся в процессе экономического образования и воспитания. М.А. Краснова занимается изучением особенностей функционирования ученических бизнес-компаний.
На основе научных исследований российских ученых, посвященных психолого-педагогическим аспектам предпринимательской деятельности (А. И. Агеев, В. Г. Смольников, М. И. Левитан, З. Г. Ханова, В. В. Марченко, С. Н. Пшеничникова и др.) выведено определение предпринимательской культуры: это интегративная способность личности создавать, организовывать, осуществлять инновационные проекты, приносящие социальную пользу и экономическую прибыль, обеспечивающие полноценную самореализацию.
Магомедова Х.Н. обозначает признаки предпринимательской культуры личности, которые включают «увлеченность своим делом, предприимчивость как способность к предвидению, прогнозированию, «профессиональное чутье», самостоятельность и нестандартность мышления, новаторство в достижении целей, смелость и изобретательность, деловитость и практичность, высокий уровень овладения информационными технологиями, требовательность к себе и другим, умение работать в команде, развитое чувство ответственности, верность слову».
В научной теории понятие виртуального (online-сообщества) было введено антропологом, теоретиком и практиком в области образования Э. Вингером. По его мнению, сетевое сообщество представляет собой группу людей, связанных профессиональным интересом и общающихся большей частью через интернет. Площадкой для общения выступают специальные web-сайты, социальные сети, форумы и т.д. Отмечается тенденция, при которой сообщества становятся все более мобильными, а их участники взаимодействуют друг с другом буквально «на ходу».
На основе научных трудов и описанных подходов выстроена предлагаемая модель.
ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВНЕДРЯЕМОЙ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ
Модель формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты» состоит из трех блоков: целеполагающий компонент, содержательно-организационный компонент, результативно-коррекционный компонент.
Логика процесса формирования предпринимательской культуры будет определяется четырьмя уровнями сформированности предпринимательской культуры:
интуитивным (отсутствуют теоретические знания о предпринимательской культуре, слабый уровень мотивации организации собственного дела, неумение справиться с решением задач, требующих соотнесения знаний и умений с требованиями внешних факторов, отсутствуют умения брать на себя ответственность; низкий критерий нравственности; принятие личных интересов в ущерб интересам общества, коллектива; неспособность к напряженной творческой деятельности; низкий уровень коммуникативных умений);
нормативным (заметны организаторские способности, креативность мышления, но данные качества носят ситуативный характер. Для указанного уровня характерно осознание значимости формирования личностных качеств для будущей предпринимательской деятельности, обладания стратегическим мышлением, предприимчивостью);
активным (характерен высокий уровень мотивации для организации собственного дела и, соответственно, высокий уровень знаний по изучаемым дисциплинам, самостоятельность и энергичность в создании новых проектов; творческая активность, наличие собственной точки зрения на проблемную ситуацию, однако решение ими данной проблемы зависит от ситуации);
креативным (характерен устойчивый мотив в создании собственного предпринимательского дела. Учащихся данного уровня отличает адекватная самооценка, они обладают высоким интеллектом, гражданским чувством, эрудицией, волевыми качествами. Учащиеся креативного уровня считают, что формирование предпринимательской культуры в процессе обучения в школе необходимо, так как это одно из условий формирования компетентного специалиста).
Основными методами формирования предпринимательской культуры учащихся станут:
− методы социологических исследований: наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование;
− методы формирования общественного сознания личности: убеждение, внушение, пример, беседы, лекции, рассказ, дискуссии;
− методы организации деятельности и поведения учащихся: приучения, педагогические требования, упражнения, выработка привычек, педагогические ситуации;
− методы, стимулирующие и корректирующие деятельность и поведение учащихся: общественное порицание, моральное поощрение, соревнование;
− методы учебно-познавательной самообразовательной деятельности: работа с литературными источниками и материалами прессы, Интернета, взаимный обмен информацией, иллюстрация и театрализация, просмотр.
Распределение методов по группам в значительной мере условно, потому что личность формируется целиком, так как сознание, отношения, оценки и поведение формируются в единстве в любых обстоятельствах и под влиянием намеренных или случайных действий.
Основу модели сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты» составляют следующие формы работы:
- «Бизнес-обучение» на уроках географии и обществоведения. Название носит образный характер. Планируется использовать потенциал уроков для повышения экономической грамотности учащихся. Использование модульного обучения и метода проектов позволит повышать организаторские, коммуникативные умения, которые являются критериями формирования предпринимательской культуры учащихся.
- Коучинг Центр - проведение коуч-сессий по теоретическим вопросам экономики, предпринимательства. Организует проведение разовых и сессионных консалдинговых курсов, направленных на результат, на реальный и быстрый эффект. Формат проведение: онлайн (скайп-встречи, вайбер-консультирование), дистанционное обучение (с очным обсуждением). Данная форма работа позволит формировать профессиональные свойства культуры, предпринимательскую компетентность учащихся.
- Ресурсный (консалтинговый) центр по вопросам работы школьных и ученических бизнес компаний (школа руководителей компаний). Его работа будет направлена на развитие предприимчивости в труде, склонность к экономическому анализу и т.п.
- Реализация комплекса внеклассных мероприятий: сетевые проекты, конкурсы, веб-квесты и т.п. в работе школьного экономического клуба «ЭконоМикс» позволит организовать развитие морально-нравственных свойств предпринимательской культуры, самоконтроля, организаторский умений и прочее.
- Научно-исследовательская работа (интернет-конференции, онлайн-дискуссии, интернет-опросы) будут способствовать развитию всего спектра критериев предпринимательской культуры учащихся.
- Межшкольное методическое объединение педагогов-инноваторов (координационный совет) позволит повышать профессиональную компетентность членов педагогического коллектива (не только участников инновационного проекта).
Особенностью реализации модели является её реализация через сетевое взаимодействие участников инновационного проекта.
Основные характеристики сетевого взаимодействия «учащиеся-студенты» в рамках реализации модели формирования предпринимательской культуры:
1. Независимость членов сети
2. Множественность лидеров.
3. Объединяющая цель.
4. Добровольность связей
5. Множественность уровней взаимодействия
Методические принципы и представления, на которых основывается сетевое взаимодействие, определяющим для которого является не только совместная деятельность, но и взаимодействие (общение, коммуникация, диалог) по поводу этой совместной деятельности:
- Принцип интеграции.
- Принцип погружения.
- Принцип открытости.
- Принцип единства целей.
- Принцип пространственности.
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ
Критерии |
Показатели |
Диагностический инструментарий |
Морально-нравственные свойства |
Обязательность при выполнении своих обещаний Самостоятельность в суждениях Бережное отношение к продуктам труда Упорство при достижении поставленной цели Желание приносить пользу людям Стремление к поиску нетрадиционных путей Настойчивость |
Метод анализа личностных достижений. Тест смысложизненых ориентаций. Методика «Краткий индекс самоактуализации». Методика «Осознанность Я-концепции». Беседы, наблюдения, интервью |
Профессиональные свойства, компетентность |
Развитость общих трудовых умений Склонность к экономическому анализу Знание технологии производства Проявление интереса к знаниям Развитость специальных трудовых Проявление предприимчивости в труде Стремление к деловым контактам в коллективе |
Метод анализа личностных достижений. Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной). Методика «Профиль» (модификация «Карты интересов»). Опросник типа мышления. Беседы, наблюдения, интервью |
Организаторские умения |
Потребность выразить себя Умение организовать свою работу Стремление к организации различных предприятий Желание участвовать в самоуправлении в трудовых объединениях Способность взять инициативу на себя Авторитетность среди своих товарищей Стремление к лидерству |
Метод анализа личностных достижений. Диагностика организаторских способностей Г.Н. Казанцевой Методика "Лидер". Методика «Сколько голов, столько умов?» Беседы, наблюдения, интервью |
Коммуникативные умения |
Потребность в общении Доброжелательное отношение к людям Умение устанавливать контакты с людьми Желание заниматься общественной работой Умение подчинить свои интересы интересам коллектива Стремление поделиться опытом Желание постоянно находиться среди людей |
Метод анализа личностных достижений. Социометрия ( Р.В.Овчарова) Беседы, наблюдения, интервью |
Самоконтроль |
Стремление к самопознанию Самодисциплина Самокритичность Самостоятельность действий Выдержаность Найстойчивость Уверенность в силах |
Метод анализа личностных достижений. Методика «Самооценка личности старшеклассника»Беседы, наблюдения, интервью |