Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

В помощь педагогам и классным руководителям

Дата: 8 декабря 2015 в 16:17, Обновлено 1 ноября 2023 в 13:07
Автор: Куель А. Ч.

Памятка для работы с детьми группы психологического риска (суицид)

Возможные мотивы

Поиск помощи. Большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (внимание, любовь, освобождение от проблем).

Безнадежность. Жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.

Множественные проблемы. Все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы раз­решить их по одной. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.

Способ разрешить проблему. Человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.

Как помочь подросткам

Выслушивайте — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа: «Ну, все не так плохо», «Тебе станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему (ей) возможность высказаться. Задавайте во­просы и внимательно слушайте.

Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тре­вожность. Не бойтесь говорить об этом, большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозритель­ность.

Будьте внимательны к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует вос­принимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, могут изображать излишнюю тревожность, гнев. Скажите, что вы при­нимаете их всерьез.

Задавайте вопросы – обобщайте. «Такое впечатление, что ты на са­мом деле говоришь…», «Большинство людей задумывалось о самоубий­стве…», «Ты когда-нибудь думал, как совершить его?» Если вы получа­ете ответ, переходите на конкретику. «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что если ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?» Недосказанное, затаенное вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.

Подчеркивайте временный характер проблем, признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны. Узнайте, чем вы можете по­мочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.

Взрослому, пытающемуся помочь подростку, в поведении которого прослеживаются суицидальные намерения, следует помнить о ранимости и отчаянии, царящем в его душе, всерьез принимать его проблемы.

Нельзя

Можно

 — Стыдить и ругать ребенка за его намерения

— Следует подбирать ключ к загадке суицида, помочь разобраться в причинах

— Недооценивать вероятность суицида, даже если ребенок внешне легко обсуждает свои намерения

— Необходимо всесторонне оценивать степень риска суицида

— Относиться к ребенку формально

— Дать почувствовать, что его принимают как личность и его жизнь кому-то небезразлична

— Предлагать неоправданные утешения, общие слова, банальные решения, не учитывающие конкретную жизненную ситуацию

— Выслушать подростка, используя слова: «Я слышу тебя». Помочь самому или выяснить, кто конкретно может помочь в создавшейся ситуации

— Оставлять ребенка одного в ситуации риска

— Если есть такая возможность, нужно привлечь родных и близких, друзей и т.п.

— Чрезмерно контролировать и ограничивать ребенка

— Главное – дружеская поддержка и опора, которые помогут ему справиться с возникшими затруднениями

О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков

Критерии выявления несовершеннолетних, склонных к суицидальному поведению

    Более всего восприимчивы к суициду подростки, у которых присутствуют следующие факторы:

  • Ранние попытки к суициду;
  • Суицидальные угрозы, прямые или завуалированные;
  • Суициды в семье или в окружении друзей;
  • Алкоголизм;
  • Хроническое употребление наркотиков  и токсических препаратов;
  • Аффективные расстройства, особенно тяжёлые депрессии;
  • Хронические или смертельные болезни;
  • Тяжёлые утраты, например, смерть любимого человека, особенно в течение первого года после потери;
  • Семейные проблемы.
  •      Психические заболевания, а именно:
  • Депрессия;
  • Неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • Маниакально-депрессивный психоз;
  • Шизофрения.

    Большинство потенциальных самоубийц страдают от депрессии. Депрессия часто начинается постепенно, проявляясь в тревоге и унынии. Люди могут не осознать её начала. Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

·        Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;

·        Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении
или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;

·        Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку;

·         Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

·        Погруженность в размышления о смерти;

·        Отсутствие планов на будущее;

·        Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Признаки депрессии у детей и подростков

ДЕТИ

  • Печальное настроение
  • Потеря свойственной детям энергии
  • Внешние проявление печали
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Изменение аппетита или веса
  • Ухудшение успеваемости
  • Снижение интереса к обучению
  • Страх неудачи
  • Чувство неполноценности
  • Самообман – негативная самооценка
  • Чувство  «заслуженной отвергнутости»
  • Чрезмерная самокритичность
  • Сниженная социализация, замкнутость
  • Агрессивное поведение, отреагирование в действиях

ПОДРОСТКИ

  • Печальное настроение
  • Чувство скуки
  • Чувство усталости
  • Нарушение сна
  • Соматические жалобы
  • Неусидчивость, беспокойство
  • Фиксация внимания на мелочах
  • Чрезмерная эмоциональность

  • Замкнутость
  • Рассеянность внимания
  •   Агрессивное поведение
  • Непослушание
  • Склонность к бунту
  • Злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Плохая успеваемость
  • Прогулы в школе

Алгоритм действий классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога  при работе с детьми, склонными к суицидальному и аддиктивному поведению.

1.  Если педагог заметил у ребенка признаки  суицидального/аддиктивного  поведения,     прежде всего не стоит бить тревогу. Можно попросить ребенка задер­жаться в классе и провести с ним спокойную, по возможности доверительную беседу. Далее стоит деликатно отправить ре­бенка на консультацию к школьному психологу, который сможет дать квалифицированную помощь, выяснить причины такого поведения, побеседовать с родителями и посодейство­вать в поиске квалифицированных врачей и психологов.

2.                         Если же психолога в школе нет, после беседы с ребенком сле­дует провести беседу с родителями так же максимально спо­койно. Родителям надо объяснить, что в данном случае воз­можно только спокойное поведение, никаких обвинений и скандалов, и, тем более, игнорирования изменений в поведении ребенка.

3.                         Рассказать родителям «Алгоритм действий родителей детей, склонных к суицидальному и аддиктивному поведению».

Рекомендации классному руководителю, социальному педагогу

по ведению беседы при работе с детьми,

склонными  к суицидально­му и аддиктивному поведению.

·         Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос. Вы должны показать, что то, что происходит с ребенком для вас важно, и вы готовы помочь. Пример: «Мне кажет­ся, что с тобой что-то происходит - ты не такой, как обычно - груст­ный, задумчивый, отрешенный... у тебя что-то случилось? Если ты позволишь, я буду рад/рада тебе помочь».

·         В то же время разговор должен быть уверенным.

·         К разговору стоит подготовиться.

·         Следует показать ребенку, что не смотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

·         Важной задачей такого разговора является уговорить ребенка обратиться за помощью - к школьному психологу либо родителям. Это должно так же происходить без сильного давления, но настойчи­во.

Алгоритм действий родителей детей, склонных к суици­дальному

и   аддиктивному   поведению.

1.  Беседа с ребенком.

2.          После спокойной беседы с ребенком следует отвести его к врачу (врач-нарколог,   психиатр,   врач-психотерапевт)  для  оказания адекватной в данном случае медицинской помощи.

3.          Попросить у врача информацию о том, где можно найти квали­фицированных психологов по данному вопросу в данной терри­тории. В случае отсутствия информации, обратиться в отдел здравоохранения, образования, либо найти психолога самостоя­тельно.

4.          Так же необходимо посетить психолога самому родителю, а при необходимости пройти курс психотерапии для избежания воз­никновения синдрома созависимости и формирования адекват­ного поведения родителей с проблемным ребенком.

Рекомендации родителям по ведению беседы с детьми, склонны­ми к суицидальному и аддиктивному поведению

Первый разговор стоит проводить в случае, если вы уверены, что ваши подозрения не напрасны.

•Разговор должен быть абсолютно спокойным, ни в коем случае нельзя повышать голос - такой способ не будет иметь необходимого результата, так как ребенок, ощущая враждебность родителей, ничего не расскажет, или же родитель таким образом может попросту до­биться рецидива.

•В то же время все ваши подозрения и претензии вы должны предъявлять ребенку уверенно, возможно даже жестко. Это даст ребенку понять, что его контролируют, и все, что с ним происходит, не остается без внимания родителей.

•К такому разговору стоит тщательно подготовиться. Можно заранее записать для себя на листе бумаги все происходящие события с указанием дат.

•Следует показать ребенку, что несмотря ни на что, вы готовы помочь ему справиться с возникающими трудностями.

•В случае, если вы подозреваете своего ребенка в употреблении ПАВ, то наиболее вероятно, что в результате первого разговора будет категорическое отрицание факта приема наркотиков. В этом случае следует сказать примерно следующее: «Я тебе верю, и все же ты по­нимаешь, что наркоманов вокруг очень много, и я беспокоюсь за тебя и твое будущее, тем более, что в последнее время ты начал вести себя необычно. Мы хотели бы, чтобы ты прошел экспертизу для того, что­бы убедить нас в нашей неправоте и успокоить. Это будет лучше, чем любые слова и обещания. Если тесты докажут, что мы неправы, то мы извинимся за наши подозрения и успокоимся».

•Важно, чтобы наркологическая экспертиза была проведена в течение трех суток после эпизода, который вы расцениваете как со­стояние наркотического опьянения.

•Если же у ребенка наблюдается суицидальное поведение, ко­нечной целью разговора станет договоренность с ребенком о том, что он начнет посещать консультации психолога. Пример: «Мы готовы тебе помочь во всем, ты можешь обращаться к нам в любое время. И все же нам кажется, что тебе стоит так же обратиться за помощью к специалисту, который будет беспристрастен и опытен в решении та­ких вопросов».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.