создан с целью обеспечения условий для постоянного совершенствования деятельности педагогических кадров в соответствии с требованиями современных достижений науки и практики.
Целью деятельности является создание информационно-методической базы для развития профессиональной компетентности педагогов, обеспечение мобильной информационной поддержки деятельности педагогов.
- организация методического пространства для учителей, создание оптимального доступа к необходимой информации;
- формирование банка данных нормативно-правовых документов , программно-методического обеспечения учебного процесса;
– трансляция передового педагогического опыта работы педагогов;
- разработка образовательных ресурсов;
- проведение интерактивных конференций и конкурсов;
– оказание оперативной методической помощи учителям;
- организация обсуждения актуальных вопросов.
Уважаемые коллеги!
Три основных преимущества работы в нашем методическом кабинете:
Вы можете работать в любое время и в любом удобном для вас месте. Главное – это наличие компьютера, подключенного к Интернет.
Вы сможете неоднократно обращаться к опубликованным информационным, аналитическим, презентационным и видео материалам. Вы можете читать их в электронном виде или самостоятельно распечатать.
Вы можете использовать все опубликованные материалы при проведении собственных мероприятий.
Система методической работы
в ГУО " Учебно-педагогический комплекс
Начские ясли- сад – средняя школа"
Содержание методической работы в ГУО «УПК Начские ясли- сад – средняя школа» включает в себя следующие направления:
• демократизация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества;
• изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов - новаторов и творчески работающих учителей;
• изучение нормативных документов, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
• изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания учащихся, а также проблем управления образовательным процессом;
• внедрение в учебный процесс информационной технологии личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;
• введение диагностики, мониторинга в учебно-воспитательный процесс, выстраивание работы на основе диагностических данных, как с учителями, так и с учащимися.
Мы выстраиваем целостную систему методической работы над единой методической темой. Она связана со всеми аспектами деятельности УПК, со всеми участниками образовательного процесса. Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот основная задача методической работы. Оказание реально действенной помощи учителям осуществляется через педсоветы, семинары, педагогические консилиумы, различные административные совещания.
Методическая работа в ГУО «Начские ясли- сад – средняя школа» - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Под методической работой учителей мы понимаем целостную, основанную на достижениях психолого-педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива УПК в целом.
Роль методической работы УПК значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
Поэтому, выстраивая методическую деятельность, мы, в первую очередь, определяем ее сущность и задачи. От этого зависит содержание методической работы, которое включает в себя следующие направления:
• демократизация учебно-воспитательного процесса на основе педагогики сотрудничества;
• изучение новых методов обучения и воспитания на основе опыта педагогов - новаторов и творчески работающих учителей;
• изучение нормативных документов, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
• изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания учащихся, а также проблем управления образовательным процессом;
• внедрение в учебный процесс информационной технологии личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании;
• введение диагностики, мониторинга в учебно-воспитательный процесс, выстраивание работы на основе диагностических данных, как с учителями, так и с учащимися.
Эти направления затрагивают всех участников образовательного процесса и позволяют решать проблемы на всех уровнях управления, которые включены в организационную структуру методической службы в УПК. Звенья данной структуры взаимосвязаны между собой и в то же время обладают некоторой самостоятельностью.
Для реализации поставленных проблем и задач отбираются те формы методической работы, которые реально позволяют их решать: проблемные семинары, где обсуждаются проекты учителей, новинки, предлагаются практические задания, проводится «защита» инноваций, апробация новых педагогических идей; открытые уроки через школу - практикум и мастер – класс и другие.
Сущность и задачи методической работы в ГУО «Начские ясли- сад – средняя школа»
Методическая работа в УПК направлена:
• на повышение уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогов, совершенствование их профессионального мастерства;
• на формирование физически и нравственно здоровой личности ребенка;
• на сотрудничество всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя); на развитие творчества учителей и учащихся.
В школе она:
• носит повседневный характер;
• отличается целостностью, многоуровневостью, многофункциональностью;
• теснейшим образом связана с потребностями учебно-воспитательного процесса и его результатами;
• основана на диагностировании и анализе;
• определена творческим потенциалом как педагогического коллектива в целом, так и каждого ее члена;
• диктуется потребностями самообразования и интересом к новому, пропагандируемому методическими журналами, рекомендациями органов образования, педагогической печатью, телевидением;
• направлена, в конечном счете, на достижение оптимальных результатов обучения, воспитания и развития учащихся.
В ее задачи входит:
• совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества обучения;
• обеспечение профессионального, культурного и творческого роста педагогов;
• освоение и внедрение в учебный процесс нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
• создание атмосферы творчества и доброжелательности;
• изучение и анализ состояния преподавания дисциплин, входящих в учебный план школы; знаний, умений и навыков учащихся, результативность деятельности педагогов;
• изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
• формирование физически и нравственно здоровой личности ребенка.
Содержание методической работы в УПК
Содержание методической работы в УПК направлено на личностный рост педагогов и учащихся, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, достижение благоприятного психологического климата в коллективе. В него входит:
1. Работа по реализации методической темы.
2. Работа в школьных методических объединениях и школьном методическом совете.
3. Диагностика учителей.
4. Перспективное планирование повышения квалификации и аттестации учителей.
5. Составление картотек, банка данных на учителей.
6. Организация работы с молодыми учителями, наставничество.
7. Информирование о методических новинках.
8. Аттестация педагогов.
9. Практическая помощь учителю в повышении педагогического мастерства через школу - практикум, мастер - класс, взаимопосещение уроков.
10. Подготовка учителей через педсоветы, консилиумы, семинары, административные совещания.
11. Инновационная работа.
12. Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
13. Работа по индивидуальным планам.
14. Работа НОУ.
15. Создание методических рекомендаций для педагогов.
16. Создание информационного банка учебно-методической литературы, работа с одаренными детьми.
17. Разработка «памяток» для педагогов.
18. Апробация различных программ.
19. Презентация методических находок.
20. Мониторинг, контроль и анализ методической работы.
Формы и методы организации методической работы
Основными формами и методами организации методической работы в школе являются:
• тематические методические и педагогические советы;
• семинары - практикумы;
• методические оперативки;
• тематические заседания школьного методического совета и школьных методических объединений;
• открытые уроки;
• взаимопосещение уроков;
• смотры - конкурсы знаний (школьные олимпиады, участие в республиканских конкурсах по учебным предметам, конкурсы по предметам в рамках предметных и тематических недель);
• круглые столы;
• педагогические консилиумы;
• диагностика, педагогический мониторинг;
• индивидуальная работа;
• аттестация;
• творческие отчеты;
• групповые и индивидуальные консультации;
• научно-практическая конференция;
• педагогическая выставка;
• самообразование педагогов;
• практикумы по конструированию уроков;
• информирование и обсуждение методических новинок;
• презентация методических наработок;
Определение целей, задач методической службы, содержание и формы организации работы с педагогическим коллективом напрямую связаны с планированием методической работы, которое основано на анализе результатов предыдущего года и реализации перспективной программы.
Исходя из темы перспективной программы и ежегодной методической проблемы, составляется коллективно-целевая программа, которая предусматривает систематизацию всей методической работы в УПК по следующим направлениям:
• информационно-методическое обеспечение;
• работа с педагогическими кадрами;
• работа с учащимися;
• работа с родителями;
• контроль, анализ, корректирование
Организуя работу над единой методической темой, мы выстраиваем целостную систему методической работы, включенную в программу развития нашего УПК. Работа над единой методической темой связана со всеми аспектами деятельности УПК, со всеми участниками образовательного процесса.
Высшим коллегиальным органом управления исследовательской, экспериментальной, методической деятельностью педагогического коллектива по обеспечению образовательного процесса, путей и форм его обновления является методический совет УПК.
Методический совет проводит экспертизу оценки всех форм и видов методической, экспериментальной, инновационной работы и ее результатов, а также координирует работу школьных методических объединений, которые являются важным структурным подразделением методической службы в УПК. Они ведут методическую работу по предмету, организуют внеклассную деятельность учащихся, занимаются экспериментальной работой, освоением новых образовательных технологий. Каждое МО определило проблему, которая напрямую соотносится с единой методической темой ГУО.
Таким образом, создание единого образовательного пространства учебно-педагогического комплекса проходит через планирование методической работы всех структурных звеньев методической службы.
Исходя из планирования, продумывается реализация методической работы. Основное внимание здесь уделяется оказанию действенной помощи каждому учителю, формированию нового содержания образования, изучению и обобщению педагогического опыта. Для того чтобы помощь учителю была действительно реальной, работа с педагогами строиться на диагностической основе с учетом результатов анализа за предыдущие годы и выявления недостатков.
Осуществление методической работы в УПК невозможно без интеграции учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование творчески развитой социально-ориентированной личности ученика, способной к самоопределению и самореализации. Вот почему мы определяем основные каналы и центры обучения, воспитания и развития, учащихся в УПК.
Образование педагогических кадров, повышение их профессионального мастерства - вот основная задача методической работы. Оказание реально действенной помощи учителям осуществляется через педсоветы, семинары, педагогические консилиумы, различные административные совещания. Тематика их отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив УПК, и связана с методической проблемой. Традиционной формой коллективного обслуживания актуальных педагогических проблем и поиска ответов на вопросы, выдвигаемые школьной и общественной жизнью, стал постоянно действующий педагогический семинар. Как правило, в работе и подготовке семинара принимает участие весь педагогический коллектив. Здесь обсуждаются проекты учителей, новая литература, предлагаются практические задания и деловые игры. Семинар стал местом апробации новых педагогических идей в коллективе.
Внедрение изученного опыта, его распространение организуется через действующие несколько лет школу - практикум и матер - класс. Открытые уроки, проводимые в УПК, рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии. Мастер - класс - это индивидуальная трасса профессионального мастерства педагогов первой и высшей категории. Такая форма повышения квалификации является самой эффективной и полезной, так как помогает наглядно увидеть педагогическую технологию в действии.
Чёткое разграничение целей и задач компонентов методической системы школы, а также их функций, делает разработанную систему дееспособной:
- на педсовете определяются стратегия и тактика развития УПК;
- на заседаниях школьных методических объединений реализуется принимаемое решение на практике, разрабатывается учителями;
Но есть у данных компонентов и обратная связь:
- школьные МО самостоятельно принимают решения, выходят с предложение на методический совет;
- методический совет анализирует данное предложение и ставит перед администрацией поднятую проблему;
- администрация выносит на педсовет.
При планировании работы педагогического коллектива школы на учебный год учитываются все звенья методической службы школы в соответствии с их назначением и функциями.
Результативность методической работы в ГУО «Начские ясли- сад – средняя школа» выражается в следующих критериях:
- Диагностика учителей показывает, что повысился профессиональный уровень в вопросах, которые ранее вызывали затруднение: образовательные технологии, нестандартные формы урока, личностно ориентированный подход в обучении и воспитании, использование диагностики в работе с учащимися и т.д.
2.Самосовершенствование, развитие профессионализма учителей опирается на их самообразование. В основном темы по самообразованию выбираются на 2-3 года. В рамках МО ведется мониторинг за самообразованием педагогов. Методический совет систематизирует эти данные и отслеживает в процессе обучения.
3.В УПК постоянно анализируются результаты профессионального мастерства преподавателей, выраженные в итогах аттестации. Экспертная оценка деятельности аттестуемых учителей подтверждает творческий рост педагогов. Уровень их профессионализма обобщается в методическую копилку учителей.
4. Анализ результатов профессионального мастерства свидетельствует о том, что основная категория учителей, работающих в УПК, имеет большой педагогический опыт, в основном это учителя, имеющие стаж работы свыше 10 лет. Качественный состав педагогов по уровню образования тоже меняется: в УПК преподают учителя, имеющие высшее образование.
Таким образом, показатели результативности профессионального мастерства свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулирование их самообразования.
5. Благодаря росту профессионального мастерства педагогов, качественный потенциал учащихся также изменился: растет качество знаний, растёт количество учащихся нашего УПК, занявших призовые места в районных олимпиадах.
6.Реализуется программа «Одаренные дети» через составление индивидуального плана работы с талантливыми учащимися, дифференциацию обучения, работу НОУ, олимпиады.
Приоритетные направления методической работы:
• продолжить экспериментально-исследовательскую работу;
• скорректировать приоритетные проблемы, структурировать их;
• продолжить внедрение новых образовательных технологий, способствующих мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива в решении важнейших задач обучения, воспитания и развития школьников;
• реорганизовать модели методической службы.
Система работы школьных методических объединений
С учетом деятельности за истекший период и конкретных задач, стоящих перед педколлективом, составляется годичный план работы каждого методобъединения. Обычно планируются вопросы конкретные: составление и обсуждение текстов контрольных и проверочных работ, изучение личности учащихся и организация индивидуальной работы с ними и другие.
Распределение работы методообъединений обычно планируется по месяцам. Например: в августе - информация учителей о методических новинках, внесение корректив в план методической работы на год, обсуждение содержания самообразования членов данного объединения. В ноябре -взаимопосещение уроков и их анализ. В декабре - заслушиваются сообщения о самообразовании, знакомятся с новинками научно-методической литературы. В феврале - обмен опытом учителей по различным вопросам воспитания и обучения. В апреле - подготовка контрольных работ для учащихся. В мае - готовятся итоги на методический совет, где заслушиваются сообщения руководителей школьных методообъединений о выполнении намеченных планов и т.п., а также составляются планы на следующий учебный год. В течение года учителя участвуют в занятиях районных методических объединений, готовят учащихся для участия в различных олимпиадах, НОУ, участвуют сами в различных мероприятиях разного уровней. Конечно, возможно и другое содержание, иная периодичность работы методических объединений.
Внутришкольные методические объединения оказывают действенную помощь учителям в совершенствовании методики работы и решении трудных вопросов преподавания.
Работа методических объединений включает:
Проведение заседаний методических объединений.
Выполнение нормативных документов.
Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей школьных МО.
Подготовка и проведение предметных недель.
Подготовка и проведение семинаров и конференций.
Проведение и подготовка учащихся к интеллектуальным играм, олимпиадам, НОУ.
Посещение учебных, факультативных, групповых и индивидуальных занятий по предметам МО.
Углубленное изучение методики преподаваемого предмета.
Информация о новых книгах, статьях.
Методический совет
Цель деятельности: организация и координация методического обеспечения образовательного процесса, методической учебы педагогических кадров.
Задачи:
диагностика состояния методического обеспечения образовательного процесса и методической работы в школе;
изучение и внедрение новых технологий в организации образовательного процесса в школе;
создание условий для развития педагогического и методического мастерства учителей.
Права методического совета:
определять стратегию проведения методической работы школы;
осуществлять экспертную оценку результатов научно-методической работы в школе;
давать рекомендации по планированию, содержанию, формам работы с учителями;
вносить предложения по формированию программы развития ОУ, учебного плана школы;
готовить аттестационные материалы;
проводить экспертизу авторских учебных планов и программ педагогов школы;
координировать деятельность школьных методических объединений и творческих групп;
представлять сотрудников школы к поощрению за особый вклад в развитие методической работы.
Педагогические советы
На педагогических советах как высшем органе коллективного руководства школой ставятся важнейшие проблемы повышения мастерства учителей, исходя из его теснейшей связи с результатами процесса обучения и воспитания. На педсоветах заслушиваются теоретические сообщения, выступления из опыта работы учителей, их творческие отчеты. Все это усиливает влияние педсоветов на рост мастерства учителей, повышает их значимость как органа коллективного управления. Повестка тематических педсоветов сообщается учителям заранее, за два-полтора месяца до заседания. Создается комиссия, которая разрабатывает план подготовки педсовета, включающий изучение соответствующей литературы, посещение уроков, анализ личного опыта учителей, оформление тематических выставок, стендов и т.п. Основной доклад, как правило, готовит директор или его заместитель. Проект предстоящего педсовета также подгатавливается заранее и доводится до сведения учителей. Четко сформированное решение или рекомендации, своевременный контроль за их выполнением повышают действенность и эффективность заседаний педагогического совета школы.
Самообразование и практические конференции
Планы по самообразованию определяют перспективу в самостоятельном пополнении знаний и отражают поиски нужной научно-методической литературы, сроки ее изучения, предполагаемые пути использования при участии в конференциях, педагогических чтениях, различных семинарах. Психологи установили: только те знания становятся убеждение человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, и осуществляться она должна в тех объёме и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно только в условиях самостоятельной образовательной деятельности. Организовать же её эффективнее всего можно в рамках школьных МО: на заседаниях ШМО учитель отчитывается о проделанной работе по самообразованию, представляя итоги в различной форме: доклады, открытые уроки, творческие отчёты. Всё это планируется заранее и контролируется руководителем ШМО.
Как бы продолжением самообразования являются школьные практические конференции. На такой конференции, опираясь на изученную научную литературу, анализируя на научной основе собственный опыт, учителя глубоко и всесторонне обсуждают важные для современных условий проблемы.
Школьные конференции способствуют расширению интересов учителей, их духовному обогащению, повышению их общей культуры. Они помогают выявить общественное мнение коллектива по многим актуальным проблемам школы и научно-педагогической жизни страны.
Предмет обсуждения на школьной конференции - наиболее значительные научные публикации, педагогические книги и статьи, вызывающие особый интерес.