АКТУАЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Транслируется опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ».
Представленные материалы были получены в ходе реализации инновационного проекта под руководством консультанта Бедулиной Галины Фёдоровны, доцента кафедры экономической социологии Института социально-гуманитарного образования УО «Белорусский государственный экономический университет», кандидата социологических наук.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время в Республике Беларусь уделяется серьезное внимание активизации предпринимательской деятельности молодежи, начиная от обучения, т. е. целенаправленной подготовки к данному виду деятельности, вплоть до непосредственной поддержки предпринимательских инициатив молодых людей в городе и на селе. Основными задачами национальной Программы «Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи на 2016-2020 г.г.» являются формирование предприимчивости, инициативы, создание условий для успешного саморазвития и самореализации личности обучающегося через привлечение детей и учащейся молодежи к участию в социально значимых бизнес-проектах. Предпринимательству нужно обучать, развивая при этом предприимчивость личности. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование предпринимательской культуры обучающихся.
Однако педагоги учреждений общего среднего образования отмечают недостаточную информационную, нормативную правовую и методическую базу по вопросам формирования предпринимательской культуры обучающихся. Существует дефицит педагогов, владеющих экономическими знаниями. Эта проблема может быть решена через привлечение студентов экономических вузов, получающих вторую специальность «Преподаватель». Например, специализация «Экономическая социология. Преподаватель» в Белорусском государственном экономическом университете. Это позволит сформировать и адаптировать модель взаимодействия учреждений общего среднего образования c высшими учебными заведениями.
В рамках реализации модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ «учащиеся-студенты» обучающиеся общаются со своими ровесниками, которые уже пробуют себя в предпринимательской деятельности, с уже состоявшимися предпринимателями, изучают опыт работы различных предприятий.
В процессе работы педагоги, студенты, учащиеся обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями с целью формирования предпринимательской культуры школьников. Каждый участник получил равные возможности для представления своего мнения.
Таким образом, формирование основ предпринимательской культуры является актуальной педагогической проблемой и требует системности, последовательности, нацеленности на выработку у обучающихся устойчивых компетенций в области предпринимательства, развития предпринимательской культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Реализация модели формирования предпринимательской культуры обучающихся через организацию сетевых бизнес-сообществ позволила повысить:
уровень сформированности предпринимательской культуры учащихся, о чем свидетельствуют результаты диагностики: 91% (49% на начало реализации проекта) из 25 опрошенных считают, что знания, полученные в ходе реализации проекта, им пригодятся в дальнейшей жизни. У 96% (из возможных 100%) обучающихся появилась желание самосовершенствоваться, самореализовываться в данном направлении.
удовлетворенность родителей качеством информационно-профилактичеких мероприятий составила 93% (61% на начало);
взаимодействие школы с представителями малого бизнеса Вороновского района, выпускниками школы по реализации инновационного проекта;
стремление к деловым контактам в сетевых сообществах через работу сервисов Web 2.0 у членов сообщества ВКонтакте “ЭконоМИКС”;
информационную компетентность учащихся и педагогов через освоение новых информационных технологий и ресурсов: онлайн-консультации, «спрашивали-отвечаем» в режиме off-line, сотрудничество в формате сетевых сообществ посредством форумной площадки на сайте bestbizclub.wix.com, ВКонтакте, видео-конференции, работа в малых группах, мозговой штурм;
активность участников клуба «Школа предпринимательства», где созданы условия для формирования лидерских качеств, которые в последствие могут пригодиться в предпринимательской деятельности.
Предложенные материалы будут полезны классным руководителям.