Купаться лучше в местах с пологим, чистым дном, тихим течением. Если ты устал, очень голоден или, наоборот, недавно плотно поел, обойдись без купаний. Плаваешь плохо или вообще не умеешь — не заходи глубоко в воду, используй спасательный жилет, а лучше держись подальше от воды. Отправляйся на речку с семьей или друзьями, а не один. Если угодило попасть в водоворот, вдохни поглубже, погрузись в воду и, сделав мощный рывок в сторону по течению, всплыви на поверхность. Попав в сильное течение, не плыви против него, а постарайся по течению приблизиться к берегу. Если запутался в водорослях, не делай резких движений и рывков. Ляг на спину и попытайся спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Не получилось — подтяни ноги и осторожно освободись от растений руками. Находясь у воды, никогда не забывай о собственной безопасности. Длительное пребывание в холодной воде может вызвать судороги:
едва почувствовав судорогу, сразу же останавливайся и, повернувшись на спину, ложись на воду;
если свело судорогой переднюю поверхность бедра, распрями ногу и оттяни носок вперед; если судорога в икроножной мышце или на задней поверхности бедра, то, выпрямив ногу, тяни носок на себя;
если судороги очень сильные и нога сама не распрямляется, попробуй это сделать руками; в крайнем случае, растирай и разминай мышцу, пока не почувствуешь, что она становится мягче. После это снова попробуй выпрямить ногу;
когда судороги пройдут, немного отдохни, затем перевернись и плыви к берегу, желательно другим стилем. Длительное плавание может вызвать усталость:
как только начнешь уставать или замерзать, немедленно разворачивайся и плыви назад к берегу;
экономно расходуй свои силы, время от времени отдыхай, повернувшись на спину и расслабившись;
отдых чересчур не затягивай, чтобы не замерзнуть еще больше;
если сомневаешься, что сумеешь самостоятельно добраться до берега, во время отдыха, поднимай вверх руку и маши, старайся привлечь к себе внимание. Если тебя подхватило сильное течение:
не трать силы напрасно и не борись с течением;
плавая в реке, просто следуй за потоком, направляясь по диагонали к ближайшему берегу;
увидев впереди излучину, устремляйся к ее внутреннему радиусу, где течение более спокойное
.
В целях предупреждения несчастных случаев необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение нормативных требований охраны труда и правил безопасности.
Пляжи следует размещать в защищенных от ветра местах, обращенных на юг, юго-восток или юго-запад. Берег у места купания должен быть отлогим без обрывов и ям. Минимальная площадь пляжа на одно место должно быть 4 кв.м. На территории пляжа (места для купания) должны быть условия для переодевания. На берегу необходимо оборудовать навесы от солнца (предусмотреть места в тени). Необходимо наличие питьевой воды. Вода в водоеме должна исследоваться по химическим и бактериологическим показателям перед началом купального сезона и в период купального сезона не реже одного раза в месяц. Для купания детей отводятся места водоема, глубиной от 0,7 м до 1,3 м, в которых отсутствуют выход грунтовых вод с низкой температурой, резко выраженные водовороты, воронки, большие волны и скорость течения воды не превышает 0,5 м/с. Дно водоема должно быть песчаным, свободным от тины, водорослей, коряг, острых камней. Часть водоема, предназначенная для купания, обозначается яркими плавающими сигналами. Купание разрешается не ранее, чем спустя 1,5 часа после еды. С наступлением темноты купание запрещается. Купание в открытом водоеме можно начинать в солнечные и безветренные дни при температуре воды не ниже 20°С, воздуха — не ниже 23°С. В дальнейшем, после недели регулярного купания — при температуре не ниже 16°С для основной группы и 18°С — для детей подготовительной группы по физическому воспитанию. Время пребывания в воде в первый день составляет 7-10 минут, ежедневно увеличивается и может достигать 25 минут. Запрещается входить в воду в разгоряченном виде. Купание следует прекращать при появлении первых признаков переохлаждения. Одновременно можно обучать плаванию не более 10 человек. Во время купания детей один взрослый должен находиться в воде у линии наибольшего удаления от берега, второй на берегу. Максимальное количество одновременного пребывания детей в воде — 12 человек.
Всем известно, как дети любят воду. Это относится как к самым маленьким, так и к ребятам постарше. Разумеется, купание полезно, дети тянутся к воде, но всегда следует соблюдать осторожность: малышей держать под контролем, ребят постарше обязательно научить плавать. Маленькие дети, как правило, поразительно бесстрашны. Отсутствие страха, помноженное на любопытство, любознательность,— одна из причин их смелого обращения с водой. Несчастным случаям способствуют особенности органов дыхания ребенка. У него легко развиваются так называемые явления ларингоспазма, когда в результате относительно резкого раздражения происходит довольно стойкое спастическое замыкание голосовых связок. Так, при простудных заболеваниях иногда отекает подсвязочное пространство гортани, и развиваются явления ложного крупа. Вторая особенность заключается в легкой угнетаемости дыхательного центра у детей. Правда, чаще это наблюдается у новорожденных и детей первых месяцев жизни, но, возможно, в отдельных случаях незрелость дыхательного центра бывает и у более старших. Как это ни покажется странным, но несчастные случаи происходят не только с теми, кто совсем не умеет плавать или держаться на воде, но и с теми, кто плавает отлично. Поэтому важно не только уметь хорошо плавать, но и правильно оказывать помощь тонущему человеку. Если плавание чаще всего — дело личного удовольствия и пользы, спасение — акт общественный. Как оказать первую помощь в случае, если ребенок захлебнулся? Прежде всего, нужно освободить полость рта и трахеи от воды. Для этого грудного ребенка берут за ножки и переворачивают вниз головой, прижимая нижнюю челюсть к верхней. Этим достигается проходимость дыхательных путей. Ребенка постарше перекидывают через колено вниз головой и нажимают одной рукой на спинку, а другой — на грудь. Приемы оказания аналогичной помощи подростку. Пострадавшего кладут на спину, повернув его голову набок, а рукой нажимают на брюшную стенку. Затем его переворачивают на живот и, придерживая голову, надавливают на спину. Это проделывают до тех пор, пока не появится нормальное дыхание.Искусственное дыхание «рот в рот». Оказывающий помощь делает вдох и резко вдувает воздух в легкие ребенка. Выдох у пострадавшего происходит при этом пассивно.
Приемы спасения утопающего.
1. Нырнув, ладонью правой руки толкните колено утопающего, а левой рукой захватите его правую ногу (верхний рисунок).
2. Повернув тонущего к себе спиной, подтолкните его правой ногой и левой рукой вверх.
Так удобнее всего доставить пострадавшего к берегу. Очень важно, чтобы рот и нос человека, которого вы спасаете, не погружались в воду. Одно из любимых занятий ребят — ныряние в воду. Ныряют обыкновенно с высоты: с мостиков, дамб, причалов. Особенным вниманием ребят пользуются разрушенные илинедостроенные сооружения, где взрослые не мешают их играм и отдыху. На дне около таких развалин нередко лежат металлические рельсы, сгнившие сваи и бревна. Именно здесь и происходят несчастные случаи. Непоправимое может случиться при ранних весенних и поздних осенних купаниях, когда температура воды низкая. Чувствительность детей к холодной воде далеко не одинакова. Некоторые ребятишки, пробыв в воде несколько минут, покрываются «гусиной кожей», которая становится бледно-синюшной. Они стучат зубами. И хотя самолюбие не позволяет им вылезти из воды, покидают ее они без сожаления. Другие, наоборот, способны пробыть в холодной воде довольно долго, плавают, брызгаются, словно не замечая ее температуры. Судороги, которые вызывают сильные боли в ногах у взрослых пловцов, у детей бывают крайне редко. Но для них холодная вода также опасна, так как состояние замерзания приводит к потере координации движений и даже умеющий плавать незаметно опускается под воду. Строение гортани ребенка отличается наличием не только истинных (как у взрослого человека) голосовых связок, но и ложных. У взрослого смыкаются, как правило, лишь истинные голосовые связки (а). У ребенка при попадании в гортань жидкости происходит спастическое сокращение истинных и ложных голосовых связок (тотальный ларингоспазм), что вызывает трудности при оказании экстренной помощи .
Итак, основная причина несчастий — неумение плавать и нарушение правил поведения на воде.
Лучший пример для ребенка — хорошо плавающие мать и отец.
Приемы обучения плаванию:
1. Ребенок под наблюдением взрослого опускается с головой под воду, садится на корточки и делает выдох в воду.
2. Садится на корточки под водой и, задержав дыхание, всплывает.
3. Ложится на спину, вытягивает руки, слегка разводя ноги